— Читайте также: Маркетинг сезонных услуг в интернете
> 1. В чем состоят основные особенности продвижения сезонных товаров и услуг?
— Необходимость своевременного выявления сезонности возникновения спроса на тот или иной товар/услугу. Эта задача в современных условиях возложена на интернет-маркетолога, однако в реестре профессий такой специальности нет, к обычным маркетологам приходят для решения совсем других задач, а наш бедный pr-менеджер не всегда задумывается над маркетинговыми аспектами компании, в которой он трудится.
В итоге выявление сезонности как бы всеми понимается и одобряется, но никто этим не занят: не уточняет кривую спроса, не изучает историю колебаний спроса в предыдущие периоды, ее особенности, структуру, динамику структуры и т. п. Здесь грамотный seo-оптимизатор, он же — i-маркетолог, — имеет преимущество перед другими родственными специалистами, ведь у него есть инструменты опосредованного кабинетного экспресс-исследования почти всех составляющих сезонности.
— Сегодня SEO продвижение сезонно востребованных продуктов заказчику, как правило, нерентабельно, за несколькими исключениями. Речь о коммерческом SEO, а не о применении этих знаний самим владельцем сайта в фоновом режиме. В основном, связано это с неуравновешенной динамикой доходов заказчика в течение года. В особенности это касается тематик с одним всплеском (сезоном) в году.
— Различные рассуждения наших коллег на тему того, когда лучше стартовать продвижение таких продуктов, например, за полгода или за 2-3 месяца, поздно/не поздно и т. п., — на мой взгляд, от лукавого. Ведь сезонность — это собирательное понятие. Скажем, туристический портал может предлагать услуги по многим направлениям, и средняя кривая сезонности всех их может не иметь выраженных отклонений. С другой стороны, по каждому такому направлению факторами сезонного влияния будут, как минимум, 2: периоды массовых отпусков и климатические условия региона. Все это нужно учесть как при планировании кампании, так и в тактике, на уровне контент-маркетинга и управления ссылочной массой, которая продолжает играть существенную роль в структуре расходов оптимизатора.
Это далеко не все «основные особенности», но надеюсь, что они хотя бы отчасти проиллюстрировали важность и сложность учета сезонности в стратегическом подходе к SEO.
> 2. Какие инструменты наиболее эффективны в таком продвижении, а какие — наименее? Почему?
На мой взгляд, скорее не инструменты, не методики, а маркетинговые подходы к финансовым расчетам с заказчиком. В практике Kraftwork, когда мы видим существенные колебания динамики спроса на продукцию заказчика, мы предлагаем продвижение по трафику (в сочетании с контекстной рекламой в период высокого сезонного спроса), поскольку оплата «за фактически отгруженных посетителей» позволяет обеим сторонам оставаться в зоне комфортного сотрудничества практически весь год. Тем не менее, и при таком подходе приходится на уровне цены учитывать интересы обеих сторон: справедливая цена посетителя должна колебаться в течение года.
> 3. Как заказчики — продавцы таких товаров и услуг — относятся к внесезонному продвижению: чаще стараются сэкономить или, наоборот, «готовить сани летом»? Возможно, та или другая линия поведения более характерна для продавцов товаров и услуг определенных видов?
Каждый оптимизатор/вебмастер знает, что значит мем «ёлки пошли». «Психология ёлочника» — постараться сэкономить. Но, к счастью для оптимизаторов, на рынке преобладает более взвешенный подход, и «сани готовятся все-таки летом».
Поскольку инерция мышления слишком велика для того, чтобы кого-то убеждать и повторяться о низкой рентабельности продвижения сезонно востребованных продуктов, я позволю себе дать компромиссный совет: беритесь за сезонку лишь в том случае, когда маржинальная нагрузка на продукт заказчика свыше 50-70%. Тогда и он получит прибыль, и вы сможете выстроить адекватную стратегию. Безусловно, в некоммерческих проектах сезонность не так сильно увязана с платежеспособностью заказчика в течение года, и мой совет относится лишь к коммерческим SEO-тематикам.
> 4. Возможно, вспомните какие-то примеры удачных/оригинальных/неожиданно сработавших решений? И наоборот — провальных. В чем причины успеха/неуспеха в этих случаях?
Приведу несколько свежих примеров.
1. Туризм. На начальном этапе договорились с заказчиком об определенной цене услуг, отталкиваясь от структуры его сайта, широты охвата тур. направлений. В дальнейшем заказчик постепенно выводил из активности разные направления, одно за другим, сосредоточивась на эксклюзивных и малопопулярных, в основном, с ярко выраженной сезонностью, типа «карнавалов в Мексике» или «Антарктиды» :).
Пришлось перейти на оплату фиксированной суммой, поскольку объемы трафика по текущей цене за посетителя выливались в смешные платежи.
2. Одежда. Как мы не учли структуру продаж верхней одежды и белья при прогнозе по приросту трафика: сориентировались лишь на сам сайт, на представленный на нем ассортимент, однако оказалось, что % продаж верхней одежды (сезонный спрос) низок почти весь год, ассортимент белья не расширялся, и вообще заказчик предпочитал торговать оптом.
3. Не вдаваясь в подробности, могу в виде намека упомянуть здесь о специфичной сезонности медиапроектов: кинофильмов, персон, долгоиграющих информационных поводов (то есть таких проектов, монетизация которых либо B2B, либо B2C с опосредованным через маклеров циклом продаж). Стартовать продвижение по таким проектам можно довольно поздно, даже одномоментно со стартом самого медиапроекта. Но лучше, конечно, поступать так, как делает это тот же «Кинопоиск»: завести рубрику «Ожидаемые проекты» и загодя создать точки приложения будущих усилий. Ближе к запуску медиапроекта останется лишь немного «качнуть» необходимый, состарившийся URL парой купленных гиперссылок.
На вопросы Екатерины Бродской отвечал Роман Усов, 01 ноября 2012 г.