Интернет — зеркало реального положения вещей
Гид-экскурсовод сегодня — лицо подчиненное. Редко, когда он является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Более того, гид — это не экскурсовод, ведущий тематическую экскурсию из точки А в точку В. Гид вынужден совмещать функции секьюрити (безопасность), организатора, экскурсовода, иногда быть водителем, иногда — переводчиком, и т. д.
Классификация гидов:
1. Встроенные в спектр услуг турфирмы/туроператора/отеля и т. п.
2. Имеющие свой бизнес (ИП).
1. Со своим сайтом (профилем в социальной сети).
2. Без своего сайта, участники бирж специалистов.
1. Работающие в регионе проведения рекламы и обитания потребителя услуг.
2. Работающие вне региона проведения рекламы и обитания потребителя услуг.
1. Работающие на русском языке.
2. Работающие на иностранном языке.
Классификация условна, ее можно продолжить, а пункты — комбинировать между собой.
Величина спроса на услуги гида/экскурсовода в русскоязычном сегменте интернета невелика (отложенный спрос, несформированный спрос). Однако существует общемировая тенденция к росту спроса на услуги гидов.
Реклама на досках объявлений, специализированных биржах
Биржа выступает посредником между гидом и потребителем услуг, взимая свой % с гида либо с пользователя/заказчика услуг гида (от стоимости регистрации на сайте, экскурсии и т. п.). Взамен биржа «делится» своими преимуществами: высокой видимостью сайта в поисковиках, репутацией, базой первичных и постоянных клиентов (частных и юрлиц), удобствами своего сайта. Такая реклама подходит всем гидам.
Пример биржи: weatlas.com, www.excursiopedia.com
Реклама с помощью сайта
Самый распространенный в России способ заявить об услугах экскурсовода для туристических операторов и агентств. Отличается более высоким % сборов за услуги экскурсовода со стороны туристической компании (операционная прибыль с единицы услуги ниже, чем при рекламировании на бирже), скованностью обязательствами перед турфирмой, однако, это может компенсироваться высоким валовым показателем (клиентов много, больше, чем поступает с биржи). Преимущество: документальные и финансовые отношения с клиентом и с государством осуществляются турфирмой.
Контекстная реклама
2 основные системы: Яндекс Директ и Google Adwords. Средний бюджет = 20000 рублей. Средняя цена посетителя 20 рублей через 2 дня от старта рекламной кампании; есть возможность снизить цену, сузив туристические направления (до конкретной страны или города). Средняя цена заявки с сайта 2000 рублей, при условии конкурентоспособных цен и условий оказания услуг турфирмой. Самое популярное направление по уровню спроса — Италия.
Поисковое продвижение
Выбор доменного имени (нельзя создавать сайт на .РФ).
Постоянные публикации новых уникальных текстов (не копировать, писать «с нуля»).
Покупать гиперссылки (самый легкий способ — rookee.ru).
Создание сервисов на сайте (онлайн бронирование услуги, выбор направления и гида, калькулятор стоимости услуг, возможность оставить отзыв и т. п.).
Средний бюджет = 8000 рублей. Средняя цена посетителя 8 рублей через 6 месяцев от старта поискового продвижения. Средняя цена заявки с сайта 600 рублей, при условии конкурентоспособных цен и условий оказания услуг турфирмой. Создание сервисов и публикация текстов может потребовать дополнительные расходы.
Отзывы и репутация
Характер предоставления услуги предполагает проверку пользователем Интернета репутации поставщика услуг (экскурсовода). С этой целью потенциальный клиент пользуется специальными сервисами, которые находит через поисковик. Поэтому отзывы должны публиковаться в пропорции 70/30 на сторонних площадках и на своем сайте. Цена покупки и постинга 1 отзыва колеблется в рамках 250-500 рублей, за редким исключением.
Внимание: от репутационных публикаций нельзя ожидать прямых продаж. Возвратившись к поиску либо вернувшись на ваш сайт, клиент, почитавший «+» отзывы, будет более лоялен к выбору ваших услуг.
Объединение гидов в сообщества
Если вы как индивидуальный предприниматель занимаетесь каким-то конкретным направлением экскурсионной деятельности, найдите и вступите в виртуальное сообщество гидов. Проблемы сообществ: подчиненность нескольким персонам, куда и стекаются все заявки; слабое сопровождение сайтов (см. контекстную рекламу, поисковое продвижение). Поэтому всегда лучше создать новое самостоятельное сообщество с людьми, кому доверяете.
Социальные сети
Использование социальных сетей возможно, как самостоятельные, автономные виртуальные представительства, так и в сочетании с сайтом. Нельзя с целью продажи перенаправлять посетителя со странички в соцсети на сайт, запрос/вопрос должен быть обслужен прямо там, где был задан.
Основным критерием успешного продвижения в соц сетях является ежедневная публикация интересных фотографических материалов. Средняя стоимость поддержки социального представительства составляет 25000 руб./мес. При наличии сайта приоритетность в медиапланировании отдается сайту, а не соцсетям.
Пример распределения долей в медиаплане в первом полугодии от открытия сайта
%system getOuterContent('./tpls/content/social2.inc.tpl')%
%system getOuterContent('./tpls/content/comment3.inc.tpl')%