Зачем заказывать выделенный (dedicated) сервер?
Продвижение сайта приводит к росту его посещаемости, а с ростом посещаемости сайта ему начинает не хватать хостинговых ресурсов.
Прежде всего: какой бывает хостинг?.
Лучше идти на шаг впереди и переносить проекты на следующую ступень хостинга немного раньше, чем это станет срочной необходимостью. Поначалу нехватка хостинговых ресурсов не заметна, поэтому важно проводить мониторинг использования памяти, загрузки процессора и числа работающих процессов. В случае превышений по этим параметрам необходимо оптимизировать сайт на предмет нагрузки и планировать переезд. Не стоит дожидаться, когда превышения станут постоянными, и сайт начнет «тормозить».
При какой посещаемости нужен выделенный сервер?
Самый частый вопрос. И самый трудный, потому что разные движки и разные сайты выдерживают совершенно разную посещаемость при одних и тех же хостинговых ресурсах. В то же время одни и те же хостеры предоставляют разные ресурсы на shared тарифах, и некоторые shared оказываются даже мощнее некоторых VPS, — в таком случае переезд на VPS или на dedicated можно и отложить.
Очень приблизительно можно обозначить рамки для более-менее типичного российского корпоративного случая (FreeBSD+Apache+Mysql+PHP+Bitrix, без глубокой оптимизации производительности, с обычным кэшированием):
- Shared — до 1000 посетителей в сутки;
- VPS — от 600 до 4000 посетителей;
- Dedicated / Colocation — от 2000 до 300000 посетителей;
- Несколько Dedicated / Colocation серверов — от 100000 посетителей.
Приведенные выше интервалы пересекаются, так как случаи бывают очень разные. Решение принимается индивидуально на основе конкретных измерений и расчётов.
Не лучше ли оптимизировать скрипты?
Однозначно лучше. Не оптимизированный по производительности движок (CMS) сайта «съест» все ресурсы, какие только можно купить, уже при малой посещаемости. Вопрос в бюджете: проблема нехватки ресурсов встает только тогда, когда проект уже очень развитый, и перенос такого проекта на другую технологическую платформу либо правка имеющегося движка обойдутся часто дороже, чем покупка более мощного хостинга.
И всё же, когда посещаемость становится действительно солидной, «гонкой вооружений» по апгрейду хостинговых мощностей уже не обойтись, и обязательно надо браться за оптимизацию скриптов, многоуровневое кэширование и анализ производительности.
Без сервера никак. Какой выбрать?
Однозначно зарубежный. Сервера в России сдаются в аренду за совершенно неадекватную цену. Баланс «за» и «против» в пользу европейских датацентров. Америка тоже дает хорошие условия, но скорость доступа и скачивания зачастую немного портит картину.
В работе с Европой лёгкие неудобства может создать трудность безналичного расчета и языковой барьер в общении с техподдержкой. Это все решаемо, и плюсы от безупречного аптайма, мощного «железа» и по-западному добросовестной техподдержки перебивают любые неудобства.
Заключать договор лучше напрямую, без русской фирмы-посредника. Лишняя прослойка, даже если это крупный российский хостер, только всё портит.
Вторая часть этого вопроса: каким должно быть «железо»? Здесь все зависит от движка (CMS), и надо измерять индивидуально. Для ориентира при переезде с shared: любой современный двух-четырех ядерный сервер гарантированно, без тормозов, выдержит 20000 посетителей в сутки даже на «прожорливом» движке.
Третья часть вопроса: какое выбрать программное обеспечение? По сути это выбор Linux или Windows. На западе Windows и ASP довольно распространенные технологии в корпоративной сфере, но даже там на серверах по праву властвует Linux. В России почетное место заняла FreeBSD, тоже Linux-совместимая система. Выбор между разными дистрибутивами Linux (Debian, CentOS и др.) и FreeBSD не критичен - в ракурсе построения хостинг-площадки для сайта разница несущественна. Ради скорости и экономии диска часто решение принимается в пользу FreeBSD. Обычно выбирается то, что привычнее администрировать.
Подводные камни
Чем больше самостоятельности, тем больше ответственности. На выделенном сервере приходится решать многие проблемы, которые на shared успешно (или не очень успешно) решают хостеры. Большинство проблем относятся к компетенции админа, но два основных организационных вопроса должен решить руководитель:
Оплата трафика. Если проект посещаемый и превышение трафика тарифицируется отдельно (а так обычно и бывает при аренде выделенного сервера), то сумма оплаты за трафик может быть на порядок больше стоимости самой аренды. Превышение трафика могут также организовать конкуренты, тем самым подставляя проект на несколько тысяч долларов в месяц. Выход: строгий контроль трафика либо аренда сервера с безлимитным трафиком.
Резервное копирование. В отличие от shared хостинга, на dedicated / colocation серверах резервное копирование как правило не предусмотрено: либо арендуйте для копий ещё один сервер (сервера), либо копируйтесь куда-то к себе. «Одноразовый» сисадмин может сделать только копирование сервера самого на себя. Также обычно делают и хостеры, если они администрируют выделенный сервер за дополнительную плату. Это не следствие их некомпетентности, а следствие организационных условий работы. Если при таком раскладе на сервере один жесткий диск — это самоубийство проекта. Выход: как минимум иметь два диска либо рейд и отзеркаливать информацию, а в идеале — осуществлять резервное копирование на специализированный сервер (сервера).
%system getOuterContent('./tpls/content/comment3.inc.tpl')%